Функциональная грамотность

Единый методический день  по теме: «Формирование и развитие компетенции по функциональной грамотности у обучающихся путём подбора соответствующих учебных задач в урочной деятельности»

                12 апреля 2024 года в МБОУ Белоберезковская СОШ № 1 в рамках единого методического дня  по теме: «Формирование и развитие компетенции по функциональной грамотности у обучающихся путём подбора соответствующих учебных задач в урочной деятельности»  прошли уроки в 1-10 классах.

Сегодняшняя система школьного образования испытывает большие изменения в своей структуре, на передний план в настоящий момент выходят запросы общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества — на всесторонне образованную личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, соотносить имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания. Одной из задач модернизации образования является формирование и развитие функциональной грамотности школьников. Она же выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований.
Общеучебные умения (ключевые компетенции) развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся соответствующей возрастной группы, и подразделяются на четыре вида:
-организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);
-интеллектуальные умения (учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые компетенции или познавательные универсальные действия);
-оценочные умения (ценностно-смысловые компетенции или личностные действия);
-коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции или коммуникативные действия)

Понятие «функциональная грамотность» подразумевает владение умениями:
-выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,
-решать их, используя математические знания и методы,
-обосновывать принятые решения путем математических суждений,
-анализировать использованные методы решения,
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.

Обучающиеся 1-го класса (классный руководитель Радченко О.А.) на уроке литературного чтения совершили путешествие в мир сказок, узнали много интересного и поучительного  о сказочных героях. Во 2-а классе (классный руководитель Андрейчикова Г.В.) прошёл урок-викторина по теме: «Люблю природу русскую. Весна», где ребята познакомились с интересным жанром японской поэзии Хайку. В 3-а классе (классный руководитель Снытко Н.М.) на уроке математики решали жизненные задачи, работали с таблицами и алгоритмами, составляли план решения нестандартных задач. В 3-б классе (классный руководитель Балкарова О.И.) на уроке русского языка шла работа с текстовой информацией, где нужно было отвечать на проблемные вопросы и приводить примеры из жизни. В 4-а классе (классный руководитель Голенок Ж.Н.) на уроке литературного чтения отгадывали загадки, составляли синквейн, сочиняли свои загадки на заданную тему. В 4-б классе (классный руководитель Пустовойт Е.А.) на уроке литературного чтения  ребята знакомились с зарубежной литературой на примере произведения Дж. Свифта «Путешествие Гулливера» и составляли характеристику главного героя, используя приём «Солнышко». В 4-в классе (классный руководитель Лихаева Н.Н.) на уроке математики решали задачи на движение, узнали о разных видах движения, работали с чертежом, планом задачи.

Уроки в начальной школе были  проведены с применением педагогических технологий по формированию функциональной грамотности: умения эффективно действовать в нестандартной ситуации, умения применить знания и навыки в жизни. Каждый урок был направлен на формирование читательской, математической, финансовой  или естественнонаучной грамотности…

17 педагогов 5-11 классов нашей школы на уроках русского языка, литературы, математики, биологии, химии, географии, физики, истории, обществознания, английского языка, используя различные виды заданий, активно развивали компетенции по функциональной грамотности. В своей работе учителя эффективно используют формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность обучающихся, применяют современные образовательные технологии, грамотно выстраивают структуру учебного занятия, позволяющую формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся. Организованная данным образом работа позволила обучающимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания.

 

Учебный предмет Класс Тема урока Формируемые компетенции ФИО учителя
Литературное чтение 1

 

Сказки для детей Читательская грамотность Радченко О.А.
Литературное чтение 2-а

 

Люблю природу русскую. Весна. Читательская грамотность Андрейчикова Г.В.
Математика 3-а

 

Решение жизненных задач Математическая грамотность Снытко Н.М.
Русский язык 3-б

 

Неопределённая форма глагола. Читательская грамотность Балкарова О.И.
Литературное чтение 4-а

 

Загадки для детей. Читательская грамотность Голенок Ж.Н.
Литературное чтение 4-б

 

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Характеристика главного героя. Читательская грамотность Пустовойт Е.А.
Математика 4-в

 

Решение задач на движение. Математическая, читательская грамотность Лихаева Н.Н.
Биология 5-а Разнообразие природных сообществ.

(Зоопарк)

Естественно-научная грамотность, читательская грамотность, глобальные компетенции Пехенько Л.Н.
Математика 5-б Умножение десятичных дробей Математическая и читательская Ананченко А.А.
Английский язык 6-а Родная страна и страны изучаемого языка (географическое положение) Математическая грамотность, читательская Кастыря Б.П.
Математика 6-а Столбчатые диаграммы.

(Покупка ковровых дорожек)

Математическая грамотность Юрлов Ю.Н.
Русский язык 6-в Правописание глаголов Читательская грамотность Комелягина Н.И.
Немецкий язык 6-в Защита окружающей среды. Борьба с мусором Естественно-научная, читатальская, математическая грамотности Ермощенко С.В.
Русский язык 7-а Частицы. Читательская грамотность Татаринова О.Г.
Русский язык 7-б Частицы. Читательская грамотность Татаринова О.Г.
История 7-б Соборное уложение 1649 года. Глобальные компетенции Кужельная О.Е.
География 8-а Динамика численности населения России Математическая грамотность, читательская грамотность Макаренко Н.Д.
Родной (русский) язык 8-б Грамматические ошибки при однородных членах. Креативное мышление, читательская грамотность Гулакова Л.М.
История 8-в Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Читательская грамотность с элементами финансовой грамотности Самоденко А.М.
Литература 8-в А.И. Солженицын Рассказ «Матрёнин двор». Образ Матрёны, способы создания характера героини. Читательская грамотность Морозова Н.М.
Обществознание 9-а Институт Президента. Креативное мышление Ященко С.С.
Алгебра 9-а Развитие математической грамотности в процессе подготовки к ОГЭ Математическая грамотность Ласая О.Н.
Вероятность и статистика 9-в Повторение по теме: «Представление данных» Математическая грамотность Ювченко Е.А.
Английский язык 10 Еда и здоровье. Зубы. Естественно-научная грамотность Шаповалова Н.В.
Химия 10 Карбоновые кислоты. Естественно-научная грамотность Тимошенкова О.П.

 

Документы

План мероприятий ФГ 2023 — 2024 уч.год. (скачать)

Ответственные ФГ 2023 — 2024 уч.год.  (скачать)

База данных педагогов  ФГ   5 — 7 класс. (скачать)

База данных педагогов  ФГ   8 — 9 класс.(скачать

Единый методический день

                      Единый методический день по теме: «Формирование функциональной грамотности обучающихся и воспитанников» прошёл в школе.    Были проведены разнообразные по форме и содержанию занятия и уроки во 2-11 классах.

Ученики  1-а класса  (кл. рук.  Андрейчикова Г.В.)  приняли участие в игре – головоломке  «Танграм», ученики  2-а класса (кл. рук.  Снытко Н.М.)  отгадывали  сказки на викторине «Слушай, думай, наблюдай. Сказку  нашу  отгадай!», а  ученики              2-б класса (кл. рук. Балкарова О.И.)  соревновались в знании зарубежных сказок.  Ученики  3-а  класса  (кл. рук.  Голенок Ж.Н.) провели «Игру в магазин», а в 3-б классе (кл. рук. Пустовойт Е.А.)  ребята узнали, что такое  «Математическая  карусель».         В 3-в классе прошло внеурочное занятие «Мир вокруг», где учитель Лихаева Н.Н. провела эксперименты и опыты.

Ученики   в 4-б  классе  (кл. рук. Жаровина  Т.В.) на уроке математики закрепили письменное деление многозначных чисел,  в 4-в классе (кл. рук. Радченко О.А.) прошло внеурочное занятие «Волшебные магниты», где учащиеся провели практическую работу по исследованию свойств магнитов. На уроках и занятиях учащиеся показали, как умеют критически анализировать новую информацию, применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

В 5-10 классах на уроках формировались разные виды функциональной грамотности.

Класс/ группа Тема урока/занятия

 

Краткое  описание мероприятия Формируемая грамотность ФИО педагога, проводившего мероприятие

 

5-б Установление империи в Риме. Формирование умений пересказывать текст, работать с историческими датами (вычислять исторические периоды), самостоятельно работать с учебником. Читательская

Математическая

Самоденко А.М.
11-а Русско-японская война. Кризис империи Индивидуальная, групповая и фронтальная работа по теме. Использование раздаточного материала (исторические документы, карты)

Постановка проблемного вопроса. Выступления обучающихся  с использованием презентаций.

Читательская

Глобальные компетенции

Кужельная О.Е.
6-б Потребности и способности человека Работа  по карточкам с заданиями по теме урока. Решение кейс – заданий.

Работа с репродукцией «Опять двойка»

Ролевая игра.

Финансовая

Математическая

Читательская

Ященко С.С.
11-б Общественная жизнь 1870-1880-х  годов Беседа по прочитанному тексту, составление сводной таблицы. Рассказ учителя с постановкой проблемного вопроса. Читательская Живодёр С.А.
7-б Ф.Абрамов «О чём плачут лошади»

Нравственно-экологические проблемы рассказа.

Беседа с элементами анализа

Составление синквейна.

Читательская

Креативное мышление

Гулакова Л.М.
5-в Г.Х.Андерсен

Победа добра любви и дружбы в сказке «Снежная королева»

Беседа с элементами анализа Читательская Комелягина Н.И.
8-в В.П.Астафьев

Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Работа с текстом (чтение с остановками; логическая цепочка), беседа с элементами анализа (например, толстые и тонкие вопросы) Читательская Антошко А.Л.
10 Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Решение задач на наследование групп крови у человека.

Задача мотивационного характера, в  условии  которой описана конкретная жизненная ситуация. Изучение родословных великих людей и закономерностей наследования признаков в ряду поколений. Родословная А.С.Пушкина. Наследование гемофилии в королевских домах Европы.

Естественно-научная

Читательская

Пугачёва Е.Д.
5-в Жизнь организмов на разных материках Проведение тестовой работы с использование банка заданий по формированию функциональной грамотности Естественно-научная Тимошенкова О.П.
8-а Повторение по теме: «Теорема Пифагора» Задания практико-ориентированного содержания на  применение теоремы Пифагора Математическая Ласая О.Н.
5-б Деление на десятичную дробь. Решение задач Решение задач на движение по реке Математическая Ананченко А.А.
8-б Решение практических задач из ОГЭ Решение практических задач по плану местности. Метематическая Ювченко Е.А
10 Работа и мощность электрического тока Решение задач.

Заполнение таблицы по экспериментальному заданию

Расчёт стоимость электроэнергии

Математическая

Финансовая

Юрлов Ю.Н.

Документы

Дорожная карта 2022 — 2023 уч.год.        (скачать)

База данных педагогов  ФГ   5 — 7 класс. (скачать)

База данных педагогов  ФГ   8 — 9 класс. (скачать)

Педагогический совет: «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения»

Цель: совершенствовать профессиональное мастерство учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения

Задачи:

  • раскрыть и закрепить понятие «функциональная грамотность»
  • рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся
  • выявить опыт работы учителей по формированию функциональной грамотности школьников
  • выработать рекомендации для коррекции деятельности учителя- предметника по формированию функциональной грамотности обучающихся

принять управленческие решения по регулированию и коррекции учебных занятий в рамках формирования функциональной грамотности.(смотреть)

База данных педагогов ФГ

План мероприятий ФГ

Ответственные ФГ

Банк ФГ.(скачать)