Документы
План мероприятий ФГ 2024 — 25 уч.год.(скачать)
Ответственные ФГ 1-4 классы 2024 — 25 уч.год. (скачать)
Ответственные ФГ 5-9 классы 2024 — 25 уч.год. (скачать)
База данных педагогов ФГ 1 — 4 классы 2024 — 25 уч.год(скачать)
База данных педагогов ФГ 5 — 7 классы 2024 — 25 уч.год (скачать)
База данных педагогов ФГ 8 — 9 классы 2024 — 25 уч.год (скачать)
Единый методический день по теме: «Формирование и развитие компетенции по функциональной грамотности у обучающихся путём подбора соответствующих учебных задач в урочной деятельности»
12 апреля 2024 года в МБОУ Белоберезковская СОШ № 1 в рамках единого методического дня по теме: «Формирование и развитие компетенции по функциональной грамотности у обучающихся путём подбора соответствующих учебных задач в урочной деятельности» прошли уроки в 1-10 классах.
Сегодняшняя система школьного образования испытывает большие изменения в своей структуре, на передний план в настоящий момент выходят запросы общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества — на всесторонне образованную личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, соотносить имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания. Одной из задач модернизации образования является формирование и развитие функциональной грамотности школьников. Она же выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований.
Общеучебные умения (ключевые компетенции) развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся соответствующей возрастной группы, и подразделяются на четыре вида:
-организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);
-интеллектуальные умения (учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые компетенции или познавательные универсальные действия);
-оценочные умения (ценностно-смысловые компетенции или личностные действия);
-коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции или коммуникативные действия)
Понятие «функциональная грамотность» подразумевает владение умениями:
-выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,
-решать их, используя математические знания и методы,
-обосновывать принятые решения путем математических суждений,
-анализировать использованные методы решения,
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.
Обучающиеся 1-го класса (классный руководитель Радченко О.А.) на уроке литературного чтения совершили путешествие в мир сказок, узнали много интересного и поучительного о сказочных героях. Во 2-а классе (классный руководитель Андрейчикова Г.В.) прошёл урок-викторина по теме: «Люблю природу русскую. Весна», где ребята познакомились с интересным жанром японской поэзии Хайку. В 3-а классе (классный руководитель Снытко Н.М.) на уроке математики решали жизненные задачи, работали с таблицами и алгоритмами, составляли план решения нестандартных задач. В 3-б классе (классный руководитель Балкарова О.И.) на уроке русского языка шла работа с текстовой информацией, где нужно было отвечать на проблемные вопросы и приводить примеры из жизни. В 4-а классе (классный руководитель Голенок Ж.Н.) на уроке литературного чтения отгадывали загадки, составляли синквейн, сочиняли свои загадки на заданную тему. В 4-б классе (классный руководитель Пустовойт Е.А.) на уроке литературного чтения ребята знакомились с зарубежной литературой на примере произведения Дж. Свифта «Путешествие Гулливера» и составляли характеристику главного героя, используя приём «Солнышко». В 4-в классе (классный руководитель Лихаева Н.Н.) на уроке математики решали задачи на движение, узнали о разных видах движения, работали с чертежом, планом задачи.
Уроки в начальной школе были проведены с применением педагогических технологий по формированию функциональной грамотности: умения эффективно действовать в нестандартной ситуации, умения применить знания и навыки в жизни. Каждый урок был направлен на формирование читательской, математической, финансовой или естественнонаучной грамотности…
17 педагогов 5-11 классов нашей школы на уроках русского языка, литературы, математики, биологии, химии, географии, физики, истории, обществознания, английского языка, используя различные виды заданий, активно развивали компетенции по функциональной грамотности. В своей работе учителя эффективно используют формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность обучающихся, применяют современные образовательные технологии, грамотно выстраивают структуру учебного занятия, позволяющую формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся. Организованная данным образом работа позволила обучающимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания.
Учебный предмет | Класс | Тема урока | Формируемые компетенции | ФИО учителя |
Литературное чтение | 1
|
Сказки для детей | Читательская грамотность | Радченко О.А. |
Литературное чтение | 2-а
|
Люблю природу русскую. Весна. | Читательская грамотность | Андрейчикова Г.В. |
Математика | 3-а
|
Решение жизненных задач | Математическая грамотность | Снытко Н.М. |
Русский язык | 3-б
|
Неопределённая форма глагола. | Читательская грамотность | Балкарова О.И. |
Литературное чтение | 4-а
|
Загадки для детей. | Читательская грамотность | Голенок Ж.Н. |
Литературное чтение | 4-б
|
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Характеристика главного героя. | Читательская грамотность | Пустовойт Е.А. |
Математика | 4-в
|
Решение задач на движение. | Математическая, читательская грамотность | Лихаева Н.Н. |
Биология | 5-а | Разнообразие природных сообществ.
(Зоопарк) |
Естественно-научная грамотность, читательская грамотность, глобальные компетенции | Пехенько Л.Н. |
Математика | 5-б | Умножение десятичных дробей | Математическая и читательская | Ананченко А.А. |
Английский язык | 6-а | Родная страна и страны изучаемого языка (географическое положение) | Математическая грамотность, читательская | Кастыря Б.П. |
Математика | 6-а | Столбчатые диаграммы.
(Покупка ковровых дорожек) |
Математическая грамотность | Юрлов Ю.Н. |
Русский язык | 6-в | Правописание глаголов | Читательская грамотность | Комелягина Н.И. |
Немецкий язык | 6-в | Защита окружающей среды. Борьба с мусором | Естественно-научная, читатальская, математическая грамотности | Ермощенко С.В. |
Русский язык | 7-а | Частицы. | Читательская грамотность | Татаринова О.Г. |
Русский язык | 7-б | Частицы. | Читательская грамотность | Татаринова О.Г. |
История | 7-б | Соборное уложение 1649 года. | Глобальные компетенции | Кужельная О.Е. |
География | 8-а | Динамика численности населения России | Математическая грамотность, читательская грамотность | Макаренко Н.Д. |
Родной (русский) язык | 8-б | Грамматические ошибки при однородных членах. | Креативное мышление, читательская грамотность | Гулакова Л.М. |
История | 8-в | Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. | Читательская грамотность с элементами финансовой грамотности | Самоденко А.М. |
Литература | 8-в | А.И. Солженицын Рассказ «Матрёнин двор». Образ Матрёны, способы создания характера героини. | Читательская грамотность | Морозова Н.М. |
Обществознание | 9-а | Институт Президента. | Креативное мышление | Ященко С.С. |
Алгебра | 9-а | Развитие математической грамотности в процессе подготовки к ОГЭ | Математическая грамотность | Ласая О.Н. |
Вероятность и статистика | 9-в | Повторение по теме: «Представление данных» | Математическая грамотность | Ювченко Е.А. |
Английский язык | 10 | Еда и здоровье. Зубы. | Естественно-научная грамотность | Шаповалова Н.В. |
Химия | 10 | Карбоновые кислоты. | Естественно-научная грамотность | Тимошенкова О.П. |
Документы
План мероприятий ФГ 2023 — 2024 уч.год. (скачать)
Ответственные ФГ 2023 — 2024 уч.год. (скачать)
База данных педагогов ФГ 5 — 7 класс. (скачать)
База данных педагогов ФГ 8 — 9 класс.(скачать
Единый методический день
Единый методический день по теме: «Формирование функциональной грамотности обучающихся и воспитанников» прошёл в школе. Были проведены разнообразные по форме и содержанию занятия и уроки во 2-11 классах.
Ученики 1-а класса (кл. рук. Андрейчикова Г.В.) приняли участие в игре – головоломке «Танграм», ученики 2-а класса (кл. рук. Снытко Н.М.) отгадывали сказки на викторине «Слушай, думай, наблюдай. Сказку нашу отгадай!», а ученики 2-б класса (кл. рук. Балкарова О.И.) соревновались в знании зарубежных сказок. Ученики 3-а класса (кл. рук. Голенок Ж.Н.) провели «Игру в магазин», а в 3-б классе (кл. рук. Пустовойт Е.А.) ребята узнали, что такое «Математическая карусель». В 3-в классе прошло внеурочное занятие «Мир вокруг», где учитель Лихаева Н.Н. провела эксперименты и опыты.
Ученики в 4-б классе (кл. рук. Жаровина Т.В.) на уроке математики закрепили письменное деление многозначных чисел, в 4-в классе (кл. рук. Радченко О.А.) прошло внеурочное занятие «Волшебные магниты», где учащиеся провели практическую работу по исследованию свойств магнитов. На уроках и занятиях учащиеся показали, как умеют критически анализировать новую информацию, применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.
В 5-10 классах на уроках формировались разные виды функциональной грамотности.
Класс/ группа | Тема урока/занятия
|
Краткое описание мероприятия | Формируемая грамотность | ФИО педагога, проводившего мероприятие
|
5-б | Установление империи в Риме. | Формирование умений пересказывать текст, работать с историческими датами (вычислять исторические периоды), самостоятельно работать с учебником. | Читательская
Математическая |
Самоденко А.М. |
11-а | Русско-японская война. Кризис империи | Индивидуальная, групповая и фронтальная работа по теме. Использование раздаточного материала (исторические документы, карты)
Постановка проблемного вопроса. Выступления обучающихся с использованием презентаций. |
Читательская
Глобальные компетенции |
Кужельная О.Е. |
6-б | Потребности и способности человека | Работа по карточкам с заданиями по теме урока. Решение кейс – заданий.
Работа с репродукцией «Опять двойка» Ролевая игра. |
Финансовая
Математическая Читательская |
Ященко С.С. |
11-б | Общественная жизнь 1870-1880-х годов | Беседа по прочитанному тексту, составление сводной таблицы. Рассказ учителя с постановкой проблемного вопроса. | Читательская | Живодёр С.А. |
7-б | Ф.Абрамов «О чём плачут лошади»
Нравственно-экологические проблемы рассказа. |
Беседа с элементами анализа
Составление синквейна. |
Читательская
Креативное мышление |
Гулакова Л.М. |
5-в | Г.Х.Андерсен
Победа добра любви и дружбы в сказке «Снежная королева» |
Беседа с элементами анализа | Читательская | Комелягина Н.И. |
8-в | В.П.Астафьев
Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» |
Работа с текстом (чтение с остановками; логическая цепочка), беседа с элементами анализа (например, толстые и тонкие вопросы) | Читательская | Антошко А.Л. |
10 | Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. | Решение задач на наследование групп крови у человека.
Задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация. Изучение родословных великих людей и закономерностей наследования признаков в ряду поколений. Родословная А.С.Пушкина. Наследование гемофилии в королевских домах Европы. |
Естественно-научная
Читательская |
Пугачёва Е.Д. |
5-в | Жизнь организмов на разных материках | Проведение тестовой работы с использование банка заданий по формированию функциональной грамотности | Естественно-научная | Тимошенкова О.П. |
8-а | Повторение по теме: «Теорема Пифагора» | Задания практико-ориентированного содержания на применение теоремы Пифагора | Математическая | Ласая О.Н. |
5-б | Деление на десятичную дробь. Решение задач | Решение задач на движение по реке | Математическая | Ананченко А.А. |
8-б | Решение практических задач из ОГЭ | Решение практических задач по плану местности. | Метематическая | Ювченко Е.А |
10 | Работа и мощность электрического тока | Решение задач.
Заполнение таблицы по экспериментальному заданию Расчёт стоимость электроэнергии |
Математическая
Финансовая |
Юрлов Ю.Н. |
Документы
Дорожная карта 2022 — 2023 уч.год. (скачать)
База данных педагогов ФГ 5 — 7 класс. (скачать)
База данных педагогов ФГ 8 — 9 класс. (скачать)
Педагогический совет: «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения»
Цель: совершенствовать профессиональное мастерство учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения
Задачи:
- раскрыть и закрепить понятие «функциональная грамотность»
- рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся
- выявить опыт работы учителей по формированию функциональной грамотности школьников
- выработать рекомендации для коррекции деятельности учителя- предметника по формированию функциональной грамотности обучающихся
принять управленческие решения по регулированию и коррекции учебных занятий в рамках формирования функциональной грамотности.(смотреть)
Банк ФГ.(скачать)